Траволта с годами совсем не меняется. Ещё
вчера, кажется, он танцевал твист в «Криминальном чтиве» и диско в
«Лихорадке субботним вечером», и его крупное, величественное, чуть-чуть
лошадиное лицо казалось самой большой загадкой 20 века. Дело в том, что
он умеет улыбаться, как Джоконда – одними губами, сохраняя при этом
полную невозмутимость и равнодушие. Его лицо завораживает: ты просто не
можешь от него оторваться, сидишь и ждёшь, что он скажет или сделает. А
уж если он улыбнётся, то как будто солнышко взошло в самом центре
Италии: o sole mio! Режиссёры это знают и на этом разумно акцентируются.
Траволта обречен играть персонажей как минимум загадочных – чтобы иметь
возможность со значением улыбаться.
У Сальмы Хайек загадочности поменьше, зато у неё огромное, так сказать,
либидо. Сеньорита нам его демонстрирует с самой первой крупной роли у
Тарантино, где она играла королеву вампиров и исполняла на столе
акробатический этюд с удавом. Благодаря небольшому росту, широким
тазовым костям и природному южному здоровью она нам кажется чуть ли не
ядерной секс-бомбой. Хотя она, в отличие от Траволты, вообще никогда не
улыбается, но вид у неё тоже загадочный дальше некуда – не знаю уж,
почему. Может, умеет готовить дьявольски вкусные тако и буррито, а
может, у неё просто нет чувства юмора. Про отсутствие чувства юмора –
это, конечно, шутка. Основной источник загадочности С. Х. – её
необъятное либидо.
Так или иначе, соединить в одном фильме Траволту и Хайек – верный
маркетинговый ход. Но фильм, по идее, должен после этого быть загадочный
по самое не могу. А он – нет, не загадочный. И не смешной. А скорее
серьёзный и даже, блин, какой-то пуританский. Он про Долг – гражданский и
семейный, и про то, что обманывать и жульничать нехорошо. Для
американской киноиндустрии, которая уже без малого век воспевает
исключительно жуликов и пройдох, такой сюжет кажется странным. Но у
голливудских режиссёров тоже бывает не всё ладно с чувством юмора, и
поэтому Траволта играет патологически положительного полицейского
детектива, а Сальма – нимфоманку и злодейку. Это создатели фильма,
по-моему, пальцем в небо, соврамши, как говорил персонаж Булгакова чёрт
Коровьев. Из Траволты никудышный честняга-полицейский, который ловит
преступников не потому, что получает за это деньги, а потому, что
борется со Злом. И Сальма Хайек – слишком правильная и красивая девушка,
несмотря на свою тропическую харизму; я бы сказал, слишком уж
психически полноценная, чтобы играть то исчадие ада, которое показывает
нам сценарий. Надо было ей играть честного полицейского, а ему –
нимфоманку. Психологически это вернее.
Собственно о сюжете. По Америке порхает попрыгун-стрекозел Рей
Фернандес, брачный аферист, которого играет Джаред Лето. Этот модный
юноша с летней фамилией наиболее мне запомнился своей ролью
наркомана-неудачника в фильме «Реквием по мечте». Там он был просто
невинное дитя, хлопавшее своими большими глазами на окружающий жестокий
Нью-Йорк, не дающий дитю спокойно и счастливо ширяться героином. Таким
же дитём Джаред и остался, мачо он не стал, несмотря на то, что гримёры
прилепили ему тонкие чёрные усики. Он – ну никакой не брачный аферист,
ещё раз поздравим режиссёра с нестандартным художественным видением. На
роль брачного афериста надо было звать Бандераса, он сошёл бы даже без
гнусных черных усиков – один только его внешний вид уже беспредельно
похабен. В общем, у людей, осуществлявших кастинг, своё видение сюжета –
и оно так же имеет право на существование, как и моё.
Рей Фернандес встречает на своём жизненном пути нимфоманку Марту Бек
(голубая мечта моей перестроечной юности). Вместе они ездят по США,
выдавая себя за брата и сестру. Рей женится по переписке на одиноких
дамочках, присваивает их деньги, а дамочек убивает. Марта ему в этом
посильно помогает. Любовники ведут интересную, разнообразную жизнь,
хорошо одеваются, обедают в ресторанах, много путешествуют по стране. А в
это время где-то живёт, наморщив лоб от морально-этических раздумий,
полицейский Элмер Робинсон (или Робинзон, в устаревшей русской
транскрипции). Это Траволта. Для фильма он, похоже, специально
растолстел килограммов на десять, да ещё носит костюмы и пальто с
подбитыми ватой плечами по моде пятидесятых годов. Так что он идёт по
следу негодяев этаким правильным драповым квадратом. Его напарник (Дж.
Гандольфини) - тоже душевный коп и тоже абсолютно квадратный. Два
квадрата пытаются выследить сладкую парочку, которая тем временем
укокошила очередную дамочку и воспитывает, как может, её маленькую
дочку. Так как воспитывать детей они не умеют, и преступной идиллии не
получается, то девочку тут же и прикончили. Тут-то их и настиг Траволта,
делая серьёзное и умное лицо.
Минус фильма – роли, которые подходят актёрам, как седло корове. Поэтому
все они, безусловно талантливые звезды первой величины, здесь - как
будто лом проглотили, играют очень скованно и ненатурально. Также фильм
перенасыщен убийствами и брачным аферизмом, который смотрится просто
скучно. Плюс фильма – он костюмирован и в нём мучаются прекрасные
актёры. Смотреть фильм нужно в субботу утром, сытно при этом обедая. Это
– единственный шанс не загрузиться. После фильма обязательно нужно лечь
и полчаса поспать.