Из-за непопулярности азиатской культуры многие
молодые революционеры пропускают опыт одной из самых успешных
радикальных групп в истории подобных движений - Японской Красной Армии.
Так что пора пролить немного света на историю JRA и URA. Городские
партизаны, скромные цели которых звучали как: "Мы должны взорвать
Пентагон, Главное полицейское управление и Управление национальной
обороны Японии. Мы должны смести буржуазию с лица Земли" и, которые не
только осуществляли успешные захваты самолётов, взрывы заводов,
нападения на оружейные магазины и другие серьёзные акции, но и вызволяли
попавших в тюрьму товарищей, не должны оставаться безвестными. Пылающие
по всему миру студенческие революции шестидесятых не оставили в стороне
и Японию. Дело усугублялось ещё и тем, что Япония заключила с США
договор, по которому американцы могли размещать на территории Японии
военные базы, из которых шли бомбардировки Вьетнама. Т.е. в то время,
как в США ширилось антивоенное движение, японцы были вынуждены
поддерживать чужую войну. За время ожесточённых схваток студентов с
полицией, пикетирований министерств, захватов университетов и
многодневных баррикад студенческие движения преобразовались в целый
набор различных радикальных организаций. Фракций Красной Армии в Японии
было достаточно много, однако вполне можно сказать, что все они
сформировались из одного источника - Студенческого Союза. Первый угон
"Боинга" в Северную Корею с целью получить там военную тренировку
Японская RAF совершила, не имея никакого опыта, а из оружия имея при
себе только самурайские мечи, обрезки трубы и несколько автоматов
Калашникова. Причём сначала самолет предательски посадили в Сеуле,
убеждая, что партизаны уже в КНДР, но бойцы быстро уличили переодетых в
корейскую форму обманщиков, которые об идеях чучхэ знали немного (учи
идеологию, товарищ!). В это время другая группа, RLF, под
предводительством железной девушки Хироко Нагата обеспечила себя
оружием, совершив налёт на оружейный магазин. Позже обе группы слились в
URA, Объединённую Красную Армию, действующую на территории Японии,
тогда как JRA, Японская Красная Армия, создала базу в Палестине, откуда
продолжала громить японский капитализм, взрывая американские заводы,
захватывая посольства и совершая другие диверсии. Классическая
партизанская тактика точечных ударов поддерживалась тактикой шока -
угонами самолётов, которые принуждали власти идти навстречу и возвращать
уже схваченных бойцов. Они взрывали нефтехранилище "Шелла", захватывали
французские и американские посольства, угоняли авиалайнеры, умудряясь
не провалиться, и это притом, что ядро состояло из нескольких десятков
человек в возрасте от 20 до 28 лет. Есть, чему поучиться.
Помимо
боевой деятельности и налётов на банки с целью получить финансирование
радикалы заботились о широкомасштабной информационной поддержке своих
акций. Для этих целей была открыта киностудия "Вакамацу продакшн",
принадлежащая одному из самых известных режиссёров эксплотейшн- и
"розового" японского кино Кодзи Вакамацу. С одной стороны, студия
прикрывала деятельность радикалов в Ливане (дескать, снимаем кино про
войну, а вовсе не готовим планы мировой революции), с другой -
действительно снимала агитационные фильмы. Кодзи Вакамацу вместе со
своим соавтором Масао Адати снял про Красную Армию документальную работу
"Красная Армия. Манифест борьбы за мировую революцию", Адати прокатывал
фильм в Японии и Европе среди студенческих масс. О режиссёрах нужно
сказать отдельно: Вакамацу за участие в деятельности радикалов пытались
посадить в тюрьму, хотя какой уважающий себя авангардный режиссёр
откажется поддержать радикалов, а Адати так и вовсе увлёкся идеями
партизан, взяв автомат в руки и после попав в камеру. И что сейчас?
Вакамацу недавно снял фильм про URA, а Адати вышел из тюрьмы и тоже
выпустил своего "Террориста".
Особенно
привлекает в истории URA/JRA даже не их высокая результативность и
дисциплина, а преданность делу, граничащая с фанатизмом. Самурайские
традиции, презрение к смерти, смешанные с левыми доктринами и веяниями
культурной революции Мао Цзэдуна, сделали из студентов крайне опасных
бойцов. В истории этой организации нет места пустой псевдореволюционной
романтике и тачкам с открытым верхом, здесь каждый знает свое дело.
Разницы между женщинами и мужчинами нет также - JRA управлялась Фусаку
Сигэнобу, RAF - Хироко Нагата, обе девушки. Особенно хорошо известен
инцидент на горе Асама, где загнанные в угол остатки RAF защищались до
последнего. Штурм захваченного пансионата продолжался больше недели, а
телевизионная трансляция этого события била рейтинги посещаемости. Никто
не сдался, несмотря на многократные уговоры. После инцидента Хироко
Нагата и Мори оказались в тюрьме, казалось, что с URA покончено. Но не
тут-то было - восточный фронт дал себя знать с полной силой.
Целью
партизан была мировая революция, которую они хотели приблизить с
помощью краха буржуазных настроений и расторжения договора с
американцами (который, кстати говоря, действует в Японии до сих пор), и
ради этого они были готовы практически на всё. Например, захваченные в
аэропорту врасплох Такэси Окудайра, Ясуюки Ясуда и Кодзо Окамото
отстреливались до последнего, убив два десятка полицейских, а потом
подорвав себя гранатой. А один из партизан так и вовсе сжёг себя в одной
из акций. За нетвёрдость убеждений некоторые просили помочь им
совершить харакири. Такая преданность делу достойна уважения, однако
была у неё и обратная сторона. Широко известна история с сеансами
"революционной самокритики", в результате которой радикалы казнили более
десятка своих товарищей, справившись с этим лучше полиции. Пресса
подняла из этого шумиху, обозвав партизан кровожадными палачами, однако,
учитывая суровый и более чем прагматичный настрой участников Красной
Армии, осудить или оправдать произошедшее со стороны сложно. "Мчащиеся
кони" Юкио Мисимы весьма неплохо демонстрируют психологию таких бойцов -
их убеждённость легко может быть направлена против них самих. Про
"революционную самокритику" и снял свой последний фильм "Объединённая
красная армия" Кодзи Вакамацу. Это даже не фильм, а феерия, пир духа,
царство жестокости и абсурда, соединение смешного и ужасного, комиков и
палачей, что-то взвинчивающее и в высшей степени неожиданное.
Одновременно это один из самых выразительных и впечатляющих фильмов про
революционные группировки, что я видела. Быть одним из самых
выразительных и впечатляющих фильмов ему нетрудно, потому что все
революционные "биопики", включая "Банду Баадера-Майнхоф" из последних, -
это (при всех вводных) боевики-мелодрамы, т.е., по большому счету,
трата времени. А Вакамацу сделал следующее: во-первых, он бегло показал,
какое пламя и войны между людьми и полицией полыхали в шестидесятые в
Японии, совершив необходимый для европейца ликбез (и это поистине
впечатляет); во-вторых, показал, что все серьезные лидеры либо попали в
тюрьму, либо угнали самолёт, либо взорвали завод, либо иначе въехали в
вечность за счёт конкретных действий, на которых он останавливается
вскользь; в-третьих, сюжет начинается не с революционных подвигов, а с
того, что в Японии к власти в организации приходит человек, сбежавший с
первой акции японских RAF/RLF и удерживающийся за счёт того, что, пока
другие совершали поступки, он прятался - и так стал одним из старших
членов организации. Позже именно он начинает проводить сеансы
"революционной самокритики". Арестовавшие рафовцев власти обнаружили в
лесных домиках горы трупов тех, кто не прошёл "самокритику". "Во время
критики Оцуки сконцентрируйте внимание на ударах в живот". В итоге это
одновременно а) зажигательное, б) ужасное и в) местами дьявольски
смешное кино, которое, несмотря на сложную тему, не смотрится как
гнусный пасквиль. После него в голове пожар. Чего стоит жалобный вопль
"Сынок, выходи" - и уверенный ответ из дробовика, пресекающий то, что
может пошатнуть боевой дух. Всем, абсолютно всем прекрасная вещь.
"Слушай, здесь у нас революционная практика самокритики. И тебе
недостает революционности!"
Фильм,
несмотря на сложную тематику, является отличным историческим и
идеологическим пособием, показывающим сразу и успехи (хроника в конце
фильма впечатляет), и перегибы партизан. Все члены банд, даже самые
зелёные, очень серьёзны. Тут нет никаких вечеринок, любовных прогулок и
другого подобного хлама. Каждая студентка готова немедленно убить себя
ради революции. Каждый очкарик вынашивает революционные планы чисток.
Каждый лидер хватает биту и идёт гасить тех, кто хочет уничтожить его
фракцию. Каждый сопляк умеет строить баррикады и поджигать здания.
Именно их предельная серьёзность и позволяет манипулировать ими такому
имитатору, как Мори, который гипертрофирует их мечты о чистоте и
суровости в духе "Мчащихся коней" Мисимы и превращает их в сеансы
самоистязания, сеансы адского угара и ненависти, хотя Вакамацу, конечно,
преувеличивает (для любого, знакомого с его творчеством, это очевидно).
В любом случае, и фильм, и эта заметка -
всего лишь маленькое окно во впечатляющую хронику деяний URA/JRA,
которую имеет смысл найти и тщательно изучить.
|