В далёком 99-м году по телевизору шла передача про
молодёжные группировки. Корявый ведущий, явно далёкий от подобного рода
тем, с умным видом пытался рассказывать про скинов, новообразовавшихся
антифа и… нацболов. Всё строилось по стандартной схеме: так называемые
фашисты в лице скинов против так называемых антифашистов. Несмотря на
всю убогость подобных передач, там была сказана фраза, которая
определила мой приход в партию: «…третий полюс этой уличной войны –
нацболы. Их не любят фашисты за их лозунги, и ненавидят антифа за их
символику». Ни тем, ни другим – меня зацепило.
Прошло девять лет, и то, чем я тогда впечатлился, за эти годы представало предо мной неоднократно и в полный рост…
…Осенью 2007 года у метро «Парк Победы» к нам с женой подвалил
десяток гладко выбритых гопников с вопросом: «Вы антифа?» «Нет», –
чистосердечно ответил я. «А чё значок с Лениным?» «Нравится», – говорю.
«Ленин – жид, и все красные – жиды». Я засмеялся. «А вы не нацболы? Лица
больно знакомые». «Они самые», – отвечаю. «А-а-а, ну тогда понятно. Вот
всё у вас зашибись, если бы только не левая муйня. Сними значок –
раздражает». «Да ну вас, не сниму», – сказала жена. «Да ладно, оставь
их! У них хотя бы есть чувство патриотизма», – вмешался тот, кто,
видимо, был у них главным, и толпа, уже плотно обступившая нас со всех
сторон, растворилась по ближайшим окрестностям.
Через неделю я узнал, что это были так называемые фашисты из
«Славянского Союза», собственно говоря, весь его личный состав. В тот
день на «Парке Победы» они вылавливали своих идейных оппонентов (ну, и
панков заодно), и били их во имя спасения русской нации.
…Три недели назад, в одном из питерских рок-клубов, на концерте моих
друзей-музыкантов я был со своим партийным товарищем. Перед нами
возникли четыре карикатуры: в клетчатых кепках, грязной одежде и изрядно
выпивши. «Э-э-э, пацаны, стой! Вы – нацболы?». «Да, нацболы», – говорю,
примерно уже представляя дальнейшую ветвь разговора. «А мы – антифа!».
«Ну, блин, поздравлям!». «А чё вы правой муйнёй занимаетесь? Вот были б
левой партией, было бы зашибись, а так – нах зиги вскидывать и в
повязках ходить?!». «Какие зиги, ты чё, больной?..» «Такие зиги! Вы –
фашисты. Вот вы Жванию знаете? Он от вас ушёл, потому что вы правой
муйнёй заниматься стали». «Так, короче: чё вам надо?», – спрашиваю.
«Надо, чтоб вы всех правых из партии выгнали. Ты ваще, за всех своих
отвечаешь, понял?» «Не понял. Каким образом я могу отвечать за всех?»
«Вот у нас круговая порука, а почему у вас её нет?». «Потому что вы –
тусовка, а мы – политическая партия».
В общем, дело чуть не дошло до драки. «Ты понимаешь, – кричал один
из них, – есть лево и право, а третьего не дано! Лево – это хорошо,
право – это отстой! Вы левые или правые?!» «Мы нацболы, у нас в равной
степени сочетается и то и другое». «Так не бывает! Я не пойму, как это…»
И так далее, в том же духе. Минут на двадцать. В конце-концов они очень
устали от нас, и с фразой: «Мы ничего не поняли, нах», – удалились… Мы,
признаться, тоже подустали от говна, творящегося в головах этих
псевдопатриотов и борцов с коричневорубашечной угрозой. Однополярное
мышление собеседника всегда выбивает из колеи. Нацболы уникальны уже
только потому, что живут и действуют в совершенно другой плоскости, в
другом измерении, нескончаемо далёком от мелких уличных разборок с
битьём морд и поножовщиной ради выяснения верности пути, определяемого
той или иной идеологической платформой. И уж, упаси Боже, нацболы не
заморачиваются вопросом – какой футбольный клуб круче...
Политические активисты, интересующиеся дискуссией «левое – правое»,
помнят (а кто не знает – найдёт и прочитает) статью «Раздавить двух
змей» («Лимнока» № 29),
являющейся классической для национал-большевистского понимания этой
проблемы. Ну и как, подскажите мне, пожалуйста, объяснить этим ребятам с
однополярным мышлением, что национал-большевизм – трёхмерное
пространство, свободное от стереотипов и исторических предрассудков? Как
в двух-трёх предложениях рассказать о том, что нацбол – политический
радикал, чётко знающий, кто его основной, абсолютный враг. В нашей
терминологии этого врага принято называть ёмким, многозначительным
словом Система. И, конечно же, нашим уличным оппонентам уж совсем
невдомёк, что эта Система прекрасно осведомлена о своих врагах и их
слабостях. В её распоряжении множество ловушек, одной из которых и
является злополучная дилемма: «левое» или «правое».
Ранние 90-е годы в России были эпохой хмурых «памятников» и
РНЕшников – они честно играли роль правых. Бесноватые хиппи-анархисты и
очкарики-комсомольцы, грезившие лаврами RAF – были за левых. Эти типажи,
уйдя в полный неадекват, конечно же, никуда не делись – достаточно
сходить на Русский марш или приглядеться к некоторым лицам на любой
первомайской демонстрации, но жестокие 2000-е вывели на сцену новых,
более модных и более агрессивных персонажей: «неонаци» и «антифа».
90-е были в России еще и расцветом skinhead – как субкультуры, так и
молодёжного движения. Субкультура прижилась, и старики всё ещё держатся
корней. А вот как движение скинхеды в России развивались сперва
исключительно в правом ключе. И их пытались подмять под себя
всевозможные «взрослые» правые – от РНЕ и ННП до «Славянского союза».
Правда, ничего, серьёзно повлиявшего на политическую сцену в РФ, из этих
симбиозов не вышло. Как следствие в 2000-х большая часть движения,
повзрослев, разошлась по домам, наиболее искренние и наиболее
бесшабашные скинхеды сели в тюрьмы, а те, что остались, попали под
влияние, прямое или опосредованное, самых правых российских организаций –
МВД и ФСБ.
Принято считать, что первые скинхеды любили oi! и футбол, брили
голову под ноль, носили тяжёлые ботинки и подтяжки, уважали другие
субкультуры и были вообще далеки от политики. Потом появился Ян Стюарт
(Screwdriver) и приобщил английских скинхедов к идеологии Национального
Фронта… и началось вечное противостояние хороших и плохих –
скинхедов-неонацистов и скинхедов-антифашистов. Скоро этой сказке уже 40
лет, и не одно поколение европейской, преимущественно рабочей, молодёжи
прошло через это противостояние. Не знаю, насколько виноват во всем
этом Ян Стюарт (наверное, вообще не виноват, в конце концов, он был
честным парнем), но давно известно: если ты не интересуешься войной, то
она заинтересуется тобой. Война неонацистов с антифашистами давно стала
частью явления skinhead, без которой его уже невозможно представить,
равно как и без околофутбольного насилия. Вслед за волной НС-скинхед
движения, к неприкаянной российской молодежи пришла мода на антифашизм.
Россия всегда была информационно отсталой страной, и западные модные
тенденции достигают нас с опозданием на несколько лет. Вот мы последние 2
года и наблюдаем резкий всплеск в РФ движения так называемых антифа, и
соответственно масс-медийного интереса к ним. И если «русский фашизм»
стал уже избитым и приевшимся стереотипом, не интересным широкой
публике, то у «русского антифашизма» этот путь еще впереди. И путь этот
не имеет ничего общего с Антонио Грамши, Движением Сопротивления и
антифашизмом рабочих и коммунистических партий ХХ века. Корни
современного «антифа» всё в той же ставке на насилие, как на ключевой
метод решения проблем, будь то дворовые разборки или выражение
несогласия с чужими взглядами на жизнь.
Собственно уличное противостояние неонаци и антифа – не политическая
проблема. В политическую её превратили информационные спекулянты и
профессиональные провокаторы. Замечу, что наиболее продвинутые
представители из обоих враждующих лагерей регулярно приходили к нам, и
продолжают пополнять ряды нацболов. Мы же, в свою очередь, всегда
отдавали должное самым принципиальным и стойким бойцам этих
идеологических полюсов. Интересующихся отсылаю всего к двум (из многих)
публикациям в нашей газете: «Смерть воина» («Лимонка» № 150) и «Аресты на Украине» («Лимонка» № 213).
Парни! Политика – это когда ты борешься за власть, воюя с Системой.
Но когда ты «борешься» с таким же как ты пацаном, просто потому, что он
думает не так и не то – это не политика. Это не даже борьба. Ты уже
заранее проиграл. Система вновь ускользнула от ответа и от
ответственности. Мент потирает руки. Газетчик и Судья не останутся без
работы. Ты снова попался в очередную ловушку этого мира. Да, политика не
лишена агрессии, и, более того, была бы скучна и не интересна (а, стало
быть, и бесполезна) без конфликтов и уличных столкновений. Но за
отсутствием нормальной политической жизни в стране для некоторых из нас
не остаётся ничего иного, кроме участия в этом бессмысленном
противостоянии, где нет победителей.