Я – недоучившийся студент. Учился дважды (до и после армии), еще в
советское время, на разных факультетах: экономическая кибернетика и
русская филология. В сумме у меня набирается пять курсов. Диплома у
меня нет, но студенческую жизнь я знаю хорошо. Что называется, изнутри. В
чем-то эта жизнь изменилась, в чем-то осталась прежней. Психология
студента, думаю, не сильно изменилась аж с XIX века. В жизни
гражданина РФ, как и в жизни советского гражданина, как и в жизни
подданного Российской империи, студенческие годы – самый свободный
период жизни. По сути – единственный свободный период жизни. В этот
период государство и семья ослабляют свою хватку, свою власть над
человеком. Ни до, ни после – такого уровня личной свободы у человека уже
не будет. Понятно, нет правил без исключений, но я говорю о правилах. Поэтому
партийная агитация среди студентов имеет свои особенности. Когда вы
приходите с листовкой к милиционеру, школьнику или гастарбайтеру, вы
приходите к представителю репрессируемой, угнетенной группы населения.
(Милиция и сама репрессирует, но на милиционера постоянно давит и
материт его начальство, ругают СМИ, общество милицией постоянно
недовольно и т.д., милиционеры одновременно и угнетатели, и угнетенные).
Вы приходите к представителю угнетенной, задавленной части общества с
добрым словом, обращаетесь к нему по-товарищески, и уже одно это
располагает к вам. Человек в России привык жить так, что либо он орет,
либо на него орут. А тут с ним разговаривают. Это впечатляет.
Милиционер, как и его антагонист – гастарбайтер, испытывают огромный
дефицит уважения к себе со стороны других людей. Вы приходите и утоляете
его дефицит. В работе со студентами это «не катит». Для студента
человек, который сует ему политическую листовку, – скорее враг, чем
друг. Ну, не враг, а назойливая муха, скажем так. Потому что агитатор
посягает на самое ценное, что есть у студента – на его свободное время.
Студент чувствует, что агитатор хочет украсть его свободное время:
вытащить на какой-нибудь митинг, демонстрацию, хочет втянуть его в
какую-то деятельность, где он уже не будет свободен. Я даю рациональную
раскладку поведения студента, но действует это на уровне инстинкта.
Я не принимаю оправданий, что современные студенты – аполитичны,
равнодушны и т.п. Всегда 95 из 100 были, есть и будут аполитичны и
равнодушны, но остаются еще 5, и этого более чем достаточно. Я был
студентом в то время, когда политикой в стране занималась только одна
партия – КПСС. И все равно – были и студенческие протесты, и волнения, и
находились желающие принять в них участие, и желающие их возглавить. Не надо хватать студента, бегущего на лекцию или свидание, за рукав и
совать ему листовку. Так ничего не выйдет. Не за людьми надо бегать, а,
в первую очередь, надо себя четко обозначить. Обозначить свое
присутствие в вузе. Кто вы, на каком факультете учитесь. Вывесить (и
регулярно обновлять) на доске объявлений или где-то еще, где это
возможно, скромное сообщение, например: «В (название вуза) действует
ячейка «Другой Башкирии» (национал-большевики). Факультет, курс, имя,
фамилия, телефон». Нельзя ограничиться лишь телефоном. Вы должны быть
узнаваемым человеком, к которому любой «созревающий» для вступления в
«Другую Башкирию» студент может в любое время подойти, попросить газету
или что-то узнать, спросить. Я условно сказал про «доску объявлений»,
имея в виду, что важно постоянно обозначать свое присутствие в вузе.
Допустим, некий студент прочел в Интернете про крупную акцию «Другой
Башкирии», возбудился, хочет найти нацболов в своем вузе. Но его
возбуждение продлится максимум неделю, а потом увлекут другие дела.
Начнется сессия, или он познакомится с девушкой, или устроится на
работу, или уедет домой на каникулы, и т.п. Если он вас не найдет сразу,
может не найти никогда. В этом возрасте выбор жизненного пути зависит, в
том числе и от случайностей. Очень сильно зависит. Не забывайте, что вы
имеете дело с человеком, у которого много вариантов, как провести
время, куда пойти. Это не рабочий и не клерк: с утра на работу, вечером с
работы. Далее, учась в вузе, вы всегда должны иметь при себе
«набор агитатора». Это, в первую очередь, газета «Реакция» или листовки,
книга «Лимонов против Путина» (можно в электронном виде на дискете),
обращение «К студентам», анкета для вступления в «Другую Башкирию». Это
стандартная, «официальная» часть набора. А, кроме того, дискеты и
CD-диски с партийными материалами, которые вы сами можете подобрать,
исходя из возраста, интеллектуального уровня среды, региона, где
находится вуз, и т.д. Человек не должен отойти от вас с пустыми руками,
вот что важно. Это азы агитации и вербовки. Нет с собой последнего
номера «Реакции», пусть будет листовка или бюллетень. Скачайте на диски с
сайта фоторепортажи с акций, фотографии Наших Боевых Подруг, биографии и
фотографии политзэков, последнюю книгу Захара Прилепина, и т.п. Это все
технически очень просто и недорого сегодня. О партработе внутри
вузов. Какие темы могут зацепить современного студента, возбудить его к
бунту и неповиновению? Думаю, те же, что и 100, и 150 лет назад:
ущемление личных свобод, несправедливое исключение товарища и т.п.
Думаю, что тема АУ – автономных учреждений – отклика в душе студента не
найдет. В 18-19 лет трудно возбудиться из-за судьбы национального
образования и науки. (Разумеется, тема политически важная, но я говорю
сейчас о вербовке людей). А вот если твоего товарища или соседа по
общаге лишают стипендии из-за того, что он участвовал в акции
(допустим), то это – повод воспылать яростью. Но и этот повод, если он
не будет вами, боевым агитатором, использован в течение максимум 3-4
дней, будет забыт, и ярость угаснет. А может разгореться так, что
никакое МЧС не потушит. Юридическая сторона вопроса. Закон «О
политических партиях» запрещает создавать подразделения партии в
учреждениях. Но с точки зрения официоза, нет такой политической партии –
«Другая Башкирия». У нас, таким образом, развязаны руки. Нас нет, но мы
есть.