В новом фильме Ридли Скотта, незамысловато названном по имени главного
его героя, нет привычного и знакомого всем с детства сюжета, в котором
смелый и свободолюбивый предводитель «вольных стрелков» из Шервудского
леса борется с превосходящими силами Зла, олицетворением которого
выступают власти шериф Ноттингема и рыцарь Гай Гисборн.
Робин, который в фильме еще совсем не Гуд, а пока еще Лонгстрайд,
возвращается вместе с королем Ричардом из крестового похода, войско
которого грабит по дороге окрестные замки и селения. В Англии в это
время его брат Джон (Иоанн Безземельный) с помощью французского рыцаря
сэра Годфри решает убить Ричарда, но тот и сам гибнет в бою.
После гибели короля простой лучник Робин, выдавая себя за также убитого в
засаде, устроенной сэром Годфри, Роберта Локсли, с королевской короной
прибывает в Лондон, вручает ее Джону, а после едет во владения сэра
Уолтера Локсли, чтобы передать меч его погибшего сына. Становится там
своим, по взаимному согласию изображает милорда и дальше, ну и конечно,
влюбляется в жену сэра Роберта Мэрион.
Тем временем в стране зреет смута: против Джона восстают мятежные
бароны. Но Робин, которому старик Уолтер раскрывает, что именно его отец
был автором знаменитой «Великой хартии вольностей», успокаивает баронов
и настраивает на борьбу с французским вторжением. А короля убеждает эту
хартию принять.
Робин сражается вместе с королевскими войсками и успешно отражает
высадку французов. Годфри, как и полагается, гибнет, а на экране крупным
планом появляется сцена целующихся Робина и Мэрион. Конец был
счастливый, но в действительности это только начало.

Ридли Скотт не стал в сто двадцатый раз пересказывать легенды о «вольных
стрелках», а предложил зрителю свою версию того, откуда они собственно
взялись. Вплоть до финальных сцен Робин предстает эдаким апологетом
западных либеральных ценностей. Он призывает к равноправию всех баронов
(т. е. по сути, является сторонником той формы государственного
устройства, которую мы привыкли называть феодальной раздробленностью),
неприкосновенности личности, равенству перед законом и т. д. Клеймит
тиранию и даже сожалеет о творимых на Святой Земле преступлениях. О
пресловутом браконьерстве (то есть праве свободной охоты в королевских
лесах) говорит очень немного – это не является темой фильма.
Этот Робин российскому зрителю ну не то чтобы чужд, но как-то далек от
миропонимания русского человека, для которого всегда важнее следование
принципам справедливости, нежели букве закона. Да, Годфри в фильме
совершает вполне конкретные злодеяния, творимые им на английской земле.
Но все это как-то не задевает, создается впечатление (да это
действительно так), что идет просто междоусобная борьба. Позже возникает
мотив национальной борьбы против внешней агрессии, в которой
объединяются вчерашние враги. Но что нам до нее? Мы привыкли
воспринимать Робин Гуда как героя справедливой народной войны, героя,
грабящего богатых (не важно – мятежных или верноподданных баронов),
чтобы отдать награбленное бедным.
Но все меняется после отражения французской агрессии. Иоанн, ревниво
воспринявший то, что лавры отражения агрессии достались Робину, а также
не пожелавший-таки мириться с самостоятельностью баронов, публично
сжигает принятую было им хартию, а Робина объявляет вне закона. И тут
само развитее событий превращает Робина из либерального демократа в
радикального борца с тиранией.
В финальных сценах мы видим Робина в окружении «вольных стрелков», их
«лесных» женщин и детей в Шервудском лесу – счастливых, но свободных
изгнанников, таких, какими мы и привыкли их видеть. А стрела, пущенная
Робином и пригвоздившая к дереву объявление о его поисках, что до этого
безуспешно пытался сделать шериф Ноттингема, говорит о том, что вся
борьба впереди.
Александр Токарев